Дворец Монастырь Крепость Собор Церковь Храм

Добавить в избранное

Разделы:
Больница
Ворота
Двор
Дворец
Дом
Здание
Колокольня
Колонна
Кремль
Крепость
Лавра
Мавзолей
Монастырь
Палаты
Памятник
Разное
Собор
Театр
Церковь
Храм
Усадьба

 

Справочник

Успенский собор Московского кремля.


УСПЕНСКИЙ СОБОР МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ — одно из первых монументальных зданий Москвы. В 1326 — 1327 гг. сооружен как небольшой трехапсидный одноглавый храм. При Иване III в 1475 — 1479 гг. был отстроен заново, став центральным собором Кремля и главным храмом государства, предназначенным для важнейших государственных церемоний — «венчания» на царство: интронизации и погребения митрополитов и патриархов. Взяв за образец Успенский собор древнего Владимира, итальянский зодчий Аристотель Фиоравапти сконструировал такой же пятиглавый храм с позакомарным покрытием и аркатурно-колончатым поясом, отличающийся, однако, от своего прототипа принципиально иным архитектурно-планировочным решением, новой технологией строительства. Он выстроен из белого камня и кирпича с применением особо вязкого и густого известкового связующего раствора. В конструкции сводов вместо традиционных деревянных были использованы железные связи; благодаря этому стены стало возможно сделать тоньше. Фундамент стал более глубоким, чем обычно. В качестве контрфорсов были применены мощные пилоны. Все эти приемы обеспечили необходимую устойчивость небывало грандиозному сооружению (до этого собор строили русские мастера и в процессе строительства он обвалился). Зодчий видоизменил крестово-купольную систему: собор возведен «палатным образом», двенадцать ячеек интерьера трехнефного пятиапсидного здания слиты воедино; для этого, в частности, внутренние столбы сделаны круглыми и относительно тонкими («подобно древам»).

Внешний объем храма также удивительно пелен и компактен — «яко един камень». Прясла фасадов имеют равную ширину и высоту. Апсиды слабо выявлены и замаскированы выступающими на углах стенками-контрфорсами. В основу планировочного решения и объемной конструкции здания положен ренессансный принцип «золотого сечения». Архитектор очень деликатно скомпоновал традиционную архитектуру с ордерными элементами, в частности — антаблементом полного профиля.
Собор многократно расписывался. К последней четверти XV в. принадлежат полуфигуры преподобных на алтарной преграде, обнаруживающие стилистическую связь с творчеством Дионисия: композиции «Семь спящих юношей эфесских». «Сорок мучеников севастийских», «Апостол Петр исцели недужные» — в Петропавловском приделе; «Три отрока в пещи огненной» — в жертвеннике; «Поклонение волхвов» и «Похвала Богоматери» — в Похвальском приделе и «Рождество Иоанна Предтечи» в коридорчике у Дмитриевского придела.

Новый цикл росписей был создан в 1513 — 1515 гг. и просуществовал до XVII в. Роспись 1642 — 1643 гг. была произведена по старой схеме по прорисям предварительно снятым со старых фресок. В ней участвовало 150 иконописцев, среди которых были И. Владимиров, С. Осипов, Н. Савин и др. Ведущей темой ансамбля было прославление Богоматери.

В XVIII и XIX вв. древнюю роспись неоднократно «поновляли» масляными красками. Раскрыты успенские фрески были лишь на протяжении последних десятилетий. Они чрезвычайно нарядны и праздничны по колориту, в котором преобладают теплые красно-коричневые тона.
Сплошным ковром живопись покрывает стены, своды, откосы окон, столбы.
Первый иконостас У. С, созданный в 1481 г. Дионисием с учениками, до нас не дошел. На его месте ныне возвышается пятиярусный иконостас, выполненный в 1652 г. мастерами Троице-Сергиевой лавры Ф.Кондратьевым, Л.Афанасьевым, Я.Григорьевым.

”Успенский собор Московского кремля” в фотографиях

При использовании материалов сайта, ссылка на ruspalace.ru обязательна.