Слово «монастырь» своим происхождением обязано древним грекам, которые подразумевали под этим понятием общину монахов или монахинь, ведущих отшельнический образ жизни и соблюдающих единые правила поведения или Устав.
Почти сразу после принятия в 988 году Киевской Русью христианства начали появляться особо благочестивые люди (нередко их называли старцами, хотя они могли быть и не старыми), которые очень любили Бога. Они стремились уйти из шумных поселений куда-нибудь в пустынь, глухой лес, чтобы там можно было много молиться, поститься и жить собственными трудами.
Но не навсегда такие подвижники оставались в одиночестве в своей пустыни. Скоро про них узнавали боголюбивые люди, которые тоже мечтали уединиться от мира для служения Богу. Они начинали строить свои хижины неподалеку от пустыни старца: выкорчевывали деревья, распахивали землю, сеяли пшеницу, выращивали овощи и жили своими трудами, ничего ни у кого не прося. Так начали возникать первые монашеские земледельческие общины, которые строили монастырь в глухом, необжитом месте.
Когда в окрестностях Москвы появился самый первый монастырь — неизвестно.
Небольшие деревянные монастыри существовали неподалеку от бревенчатых стен древней крепости-Москвы еще с начала XIII века, все они были сожжены монголо-татарами зимой 1237/38 года. Древнейшие из известных московских монастырей — Данилов и Богоявленский — были основаны в конце XIII века.
Первоначально монастырские общины были очень маленькие. Они состояли примерно из 10 и редко немногим более монахов. С годами эти объединения людей численно вырастали и становились признанными государственными учреждениями — монастырями. Князья и цари, и прочие боголюбцы их «доводили» — обеспечивали всем, чем необходимо.