Дворец Монастырь Крепость Собор Церковь Храм

Добавить в избранное

Разделы:
Больница
Ворота
Двор
Дворец
Дом
Здание
Колокольня
Колонна
Кремль
Крепость
Лавра
Мавзолей
Монастырь
Палаты
Памятник
Разное
Собор
Театр
Церковь
Храм
Усадьба

 
 

Справочник

Казанский собор.


Постройкой Казанского собора (1801— 1811 гг.), выдающегося памятника русской классической архитектуры, было начато возведение ряда новых крупных сооружений на Невском проспекте.

Проект Воронихина был представлен после того, как выявились недостатки составленных ранее проектов П. Гонзаго, Тома де Томона и Ч. Камерона. Воронихин, единственный из всех авторов, подошел к разрешению поставленной задачи с широким градостроительным замыслом: он положил в основу проекта идею создания на Невском проспекте монументального ансамбля площади, как звена в общей системе парадной застройки главной магистрали города.

Согласно приказу Павла, новый собор надлежало создать наподобие храма Петра в Риме. Таким образом, композиция собора должна была включать в качестве существенного элемента мотив циркульных колоннад. Задача осложнялась тем, что ориентация алтаря на восток предопределяла расположение главного входа со стороны нынешней улицы Плеханова, а не с Невского.

Циркульные колоннады перед входом были по-разному разработаны в каждом из названных проектов. Но во всех случаях авторы делали главным элементом композиции крупный центрический объем самого храма, придавая колоннадам подчиненную роль. Воронихин, правильно оценив место и организующую роль нового здания в архитектурном целом города, отказался от создания здесь грандиозного купольного объема и сосредоточил основное внимание на разработке мотива колоннад, который зодчий положил в основу всего композиционного замысла. В отличие от центрической композиции других проектов Воронихин придал храму удлиненную форму плана в виде вытянутого (латинского) креста. Главный вход в собор с шестико-лонным портиком он расположил с западной стороны, по оси основного продольного нефа, но в качестве главного фасада разработал боковую сторону здания, обращенную к Невскому проспекту. Здесь Воронихин развернул широкое полукружие четырехрядной колоннады с шести-колонным портиком в центре. Подобным же портиком он украсил вход с противоположной стороны. Концы колонного полукружия представляют собой монументальные порталы со сквозными проездами по улице Плеханова и по каналу Грибоедова.

По главному продольному нефу архитектор Воронихин создал обширное и величественное внутреннее пространство собора. Вместе с тем продольное расположение здания относительно Невского дало возможность осуществить тесную композиционную связь купола и колоннады; зодчий как бы вписал купол в плавную кривую колоннады, сочетав портик и купол в качестве ее центрального звена. По существу Воронихин превратил купольное венчание собора в завершающую форму самой колоннады. Тем самым зодчий решительно перенес центр тяжести всей композиции на площадь перед собором. Архитектурное пространство площади, образованное колоннадами, вошло как важная составная часть в общий архитектурный строй Невского проспекта.

Позднее (в 1811 г.) Воронихин наметил в проекте создание второй (неосуществленной) полукольцевой колоннады с южной стороны собора. Эта новая мысль зодчего говорит о стремлении Воронихина всемерно использовать архитектурные возможности данной композиции здания, чтобы придать большую архитектурную завершенность ближайшему окружению собора и создать новый монументальный ансамбль города. Исключительную импозантность приобретал облик собора со стороны канала, где разворотом двух колонных полукружий, вплотную подходящих своим окончанием к руслу канала, создавался еще более торжественный выход канала к Невскому. Если грандиозной колоннадой зодчий смело заслонил со стороны Невского основной массив собора, придав этой, обычно главной, части здания второстепенную роль в композиции целого, то теперь системой колоннад зодчий полностью скрывал извне главный неф храма; его портик Воронихин дополнительно соединял прямыми колоннадами с концами колонных полукружий.

В этой композиции иной, более законченный, облик получала небольшая площадь с полукругом нарядной решетки (ныне сквер), которую Воронихин разбил перед главным, западным, входом в собор. Ажурный полукруг решетки, ритмически вторящий мощному полукружию колоннады, в отличие от последней раскрывается в сторону собора, как бы направляя движение к его главному входу. Замкнутость пространства этой второстепенной площади, ограда, придающая ей характер парадного двора перед входом в храм, — все это оттеняет широкое раскрытие главной колоннады собора в сторону Невского.

”Казанский собор” в фотографиях

 
Продажа картин Arts.In.UA

При использовании материалов сайта, ссылка на ruspalace.ru обязательна.