Зверин монастырь. Новгород.
Неревский конец — один из пяти концов, районов, средневекового Новгорода. Он занимал северную часть левобережной Софийской стороны. Владения городских концов не ограничивались земляными валами окольного города.. Пять храмов, названных памятниками Неревского конца (церковь св. Троицы Свято-Духова монастыря, Церковь св.Петра и Павла в Кожевниках, церковь св.Николая Бело-Николаевского монастыря, церкви Симеона Богоприимца и Покровская Зверина монастыря), расположены за пределами вала, но на территории, прилегающей к Неревскому концу.
По свидетельству летописей за многовековую историю существования конца здесь было построено несколько десятков храмов. Археологам удалось выявить места расположения некоторых церквей, ранее известных только по летописям.
Рисунки А.Н.Мартынова, выполненные в XIX веке, сохранили облик двух храмов, разрушенных вскоре после фиксации. На листах, хранящихся в Государственном Историческом музее в Москве, изображены церковь св.Иакова, построенная в 1226 году, и церковь св.Лазаря, время сооружения которой в летописях не отмечено. Анализ архитектурных форм Лазаревского храма позволяет датировать его концом XIV — началом XV века.
Покровский монастырь впервые упоминается в летописи под 1148 годом, когда «бысть дождь с громом июня 27, в неделю, и зажьже гром церковь Святые Богородицы в Зверином монастыре».. Второе название — Зверин — происходит от упоминаемого в летописях "зверинца", располагавшегося на этом месте заповедного леса, где охотился новгородский князь. Здесь для княжеской забавы проводилась охота, травля зверей. Первое упоминание о зверинце относится к 1069 году, когда во время нападения полоцкого князя Всеслава Брячиславича новгородцы, по словам летописца, «поставиша полк противу их у зверинца на Кзени».
Главная церковь в монастыре называлась - Покров Святой Богородицы (или Положения Ризы Богоматери). Этот праздник чтится Православной церковью как проявление заступничества Богородицы за весь мир. Монастырский храм с ХП века был деревянным, а в 1335 г. на его месте поставили каменный.
Каменный храм Покрова Богородицы был построен в 1335 году архиепископом Василием. В 1399 году церковь возобновили на общую, собранную новгородцами сумму при архиепископе Иоанне II. Это типичный храм конца XIV века, когда строительство в Новгороде осуществлялось с большим размахом.
Древний Покровский храм — одноглавая, четырехстолпная, одноапсидная постройка. В процессе реставрации памятника (архитектор Л.М.Шуляк) установлено, что церковь имела много общего с постройками этого времени. В частности, план Покровского храма совпадает с планом церкви св. Петра и Павла в Кожевниках.
После шведского разорения храм получил новое посвящение в честь Положения ризы Богоматери.
В начале XX века к западному фасаду Покровского храма была пристроена новая пятиглавая церковь.
Из древних построек в монастыре сохранилась церковь Симеона, сооруженная в 1467 году «по обету» жителями всего города по случаю свирепствовавшей в то время эпидемии на месте деревянной "обыденной" церкви. Первый храм был поставлен годом раньше при участии архиепископа Ионы за один день по случаю мора.
Церковь св.Симеона принадлежит к числу миниатюрных построек середины XV века. Особенностью храма является его двухэтажность. Первый этаж, подцерковье, использовался как служебное помещение. Собственно храм располагался на втором этаже, отличаясь особой камерностью пространства. Западные столбы, скругленные на высоту человеческого роста, позволяли сделать небольшое пространство храма более целостным и обозримым.
Разделение постройки внутри на два этажа не выражено на фасадах, имеющих традиционное трехчастное членение по вертикали. Первоначальное трехлопастное завершение храма при последующих перестройках заменили на восьмискатное.
В процессе реставрации церкви в 1960-е годы (архитектор Г.М.Штендер) сохранили восьмискатное покрытие XVII века. В это же время были раскрыты и восстановлены первоначальные формы окон, портала; декор.
Церковь св.Симеона, построенная перед длительным затишьем в строительстве, завершает многовековое непрерывное развитие новгородского зодчества.
Памятник сохраняет интересную роспись XV в., которая значительно отличается от предшествующих ей настенных росписей. В ней нет монументальности, она миниатюрна и близка к иконной живописи.
В XVIII в. к монастырю приписываются церкви св. Николы Чудотворца и св. Лазаря, из упраздненных Бело-Никольского мужского и Лазаревского женского монастырей.
”Зверин монастырь. Новгород” в фотографиях
|