Дмитриевский собор во Владимире.
ДМИТРИЕВСКИЙ СОБОР ВО ВЛАДИМИРЕ (1194 - 1197) - выдающийся памятник Владимиро-Суздальской архитектурной школы времен Всеволода III Большое Гнездо; четырехстолпный, одноглавый, трехапсидный храм очень стройный по пропорциям. В трехчастном делении стен доминирует среднее прясло, в котором помещен портал. Архитектурные массы зрительно становятся легче по направлению к верху: массивный нижний ярус; облегченный, покрытый кружевом каменных рельефов средний и, наконец, легкий барабан, венчающий здание. Изначально барабан был приподнят на прямоугольном постаменте. Красота и величие Д. с, отраженные в кристаллической ясности его объемно-пространственной композиции, монументальности архитектурного образа, нарядности и изысканности декоративного убранства, наиболее полно отвечают идее прославления Владимиро-Суздальского государства, выразительно передают характер эпохи могущественного князя Всеволода.
Рельефные украшения занимают более половины стен собора в их верхней части. В основе идейной программы декора — тексты псалмов Давида. Царь Давид — главный персонаж ансамбля, представлен на каждом из трех центральных прясел в образе проповедника, с поднятой правой рукой и со свитком. Вокруг него разворачиваются богатейшие картины мироздания. Нижний регистр рельефов состоит из деревьев с расположенными около них и на них птицами и зверями. В аркатурном поясе — изображение святых на фоне райских дерев содержит намек на христианско-мессионерскую миссию владимирских князей. Выше рядами изображены: деревья с маленькими птичками и зверьками; барсы; деревья с крупными птицами; святые воины, скачущие на конях; деревья («дерева плодоносные и все кедры»); львы, грифоны; Геракл, стреляющий в стимфалийскую птицу; лев, нападающий на оленя, львы с человеческими головами, разные птицы; деревья; птицы и грифоны; мотивы борьбы Геракла со львом, грифона с ланью, двух львов; и снова барсы, львы, грифоны, птицы.Основная мысль, пронизывающая всю структуру ансамбля — о великом совершенстве мировой гармонии: «Зверье розноличнии, и птица и рыбы украшено твоим промыслом, Господи!»; основное стремление — воспеть её. Образы зверей в Дмитриевских рельефах, помимо фольклорно-декоративного начала, несут на себе важную символическую нагрузку: прославляя творца и красоту мироздания, «твари» часто наделяются человекоподобной внешностью и понимаются как носители различных человеческих качеств.
Авторами Дмитриевских рельефов были русские мастера, хотя многие фантастические мотивы их были заимствованы из миниатюр, украшавших греческие рукописи, с узоров восточных тканей, в обилие ввозившихся на Русь — пары животных с переплетающимися шеями, когтящие жертву хищники, львы, орлы, барсы, грифоны, павлины и т. и.
Выразительна сама по себе пластика рельефов. Их высота нарастает от нижних рядов к верхним. Это сделано с учетом точки зрения зрителя для того, чтобы нижние рельефы не заслоняли собой верхние. Кроме плоских рельефов, выполненных руками резчиков по дереву (древодельпев), присутствуют на стенах собора и горельефы (высокие, объемные рельефы) — плод труда камнесечцев.
В левом прясле северной и правом прясле южной стены расположены сцены «исторического» характера; Всеволод III с сыновьями и «Полет на небо Александра Македонского», воплощающие триумф княжеской власти и как бы включающие ее в освященный Богом порядок вещей. О росписях Д. с. см. Владимиро-Суздальская живописная школа.
”Дмитриевский собор во Владимире” в фотографиях
|