Дворец Монастырь Крепость Собор Церковь Храм

Добавить в избранное

Разделы:
Больница
Ворота
Двор
Дворец
Дом
Здание
Колокольня
Колонна
Кремль
Крепость
Лавра
Мавзолей
Монастырь
Палаты
Памятник
Разное
Собор
Театр
Церковь
Храм
Усадьба

 

Справочник

Дмитриевский собор во Владимире.


ДМИТРИЕВСКИЙ СОБОР ВО ВЛАДИМИРЕ (1194 - 1197) - выдающийся памятник Владимиро-Суздальской архитектурной школы времен Всеволода III Большое Гнездо; четырехстолпный, одноглавый, трехапсидный храм очень стройный по пропорциям. В трехчастном делении стен доминирует среднее прясло, в котором помещен портал. Архитектурные массы зрительно становятся легче по направлению к верху: массивный нижний ярус; облегченный, покрытый кружевом каменных рельефов средний и, наконец, легкий барабан, венчающий здание. Изначально барабан был приподнят на прямоугольном постаменте. Красота и величие Д. с, отраженные в кристаллической ясности его объемно-пространственной композиции, монументальности архитектурного образа, нарядности и изысканности декоративного убранства, наиболее полно отвечают идее прославления Владимиро-Суздальского государства, выразительно передают характер эпохи могущественного князя Всеволода.

Рельефные украшения занимают более половины стен собора в их верхней части. В основе идейной программы декора — тексты псалмов Давида. Царь Давид — главный персонаж ансамбля, представлен на каждом из трех центральных прясел в образе проповедника, с поднятой правой рукой и со свитком. Вокруг него разворачиваются богатейшие картины мироздания. Нижний регистр рельефов состоит из деревьев с расположенными около них и на них птицами и зверями. В аркатурном поясе — изображение святых на фоне райских дерев содержит намек на христианско-мессионерскую миссию владимирских князей. Выше рядами изображены: деревья с маленькими птичками и зверьками; барсы; деревья с крупными птицами; святые воины, скачущие на конях; деревья («дерева плодоносные и все кедры»); львы, грифоны; Геракл, стреляющий в стимфалийскую птицу; лев, нападающий на оленя, львы с человеческими головами, разные птицы; деревья; птицы и грифоны; мотивы борьбы Геракла со львом, грифона с ланью, двух львов; и снова барсы, львы, грифоны, птицы.Основная мысль, пронизывающая всю структуру ансамбля — о великом совершенстве мировой гармонии: «Зверье розноличнии, и птица и рыбы украшено твоим промыслом, Господи!»; основное стремление — воспеть её. Образы зверей в Дмитриевских рельефах, помимо фольклорно-декоративного начала, несут на себе важную символическую нагрузку: прославляя творца и красоту мироздания, «твари» часто наделяются человекоподобной внешностью и понимаются как носители различных человеческих качеств.

Авторами Дмитриевских рельефов были русские мастера, хотя многие фантастические мотивы их были заимствованы из миниатюр, украшавших греческие рукописи, с узоров восточных тканей, в обилие ввозившихся на Русь — пары животных с переплетающимися шеями, когтящие жертву хищники, львы, орлы, барсы, грифоны, павлины и т. и.
Выразительна сама по себе пластика рельефов. Их высота нарастает от нижних рядов к верхним. Это сделано с учетом точки зрения зрителя для того, чтобы нижние рельефы не заслоняли собой верхние. Кроме плоских рельефов, выполненных руками резчиков по дереву (древодельпев), присутствуют на стенах собора и горельефы (высокие, объемные рельефы) — плод труда камнесечцев.

В левом прясле северной и правом прясле южной стены расположены сцены «исторического» характера; Всеволод III с сыновьями и «Полет на небо Александра Македонского», воплощающие триумф княжеской власти и как бы включающие ее в освященный Богом порядок вещей. О росписях Д. с. см. Владимиро-Суздальская живописная школа.

”Дмитриевский собор во Владимире” в фотографиях

При использовании материалов сайта, ссылка на ruspalace.ru обязательна.