Георгиевский собор в Юрьеве-Польском.
ГЕОРГИЕВСКИЙ СОБОР В ЮРЬЕВЕ-ПОЛЬСКОМ — выдающийся памятник владимиро-суздальского зодчества XIII в. (1230 — 1234). Верхняя часть собора обрушилась еще в древности и была достроена в XV в. О первоначальном виде здания сегодня можно судить только по реконструкции.
Собор представляет собой небольшое четырехстолпное сооружение с тремя открытыми внутрь притворами. Закомары его имели килевидные очертания, барабан главы был приподнят на небольшом постаменте, украшенном трехлопастными килевидными кокошниками, что придавало композиции высотную направленность и стройность. Интерьер храма, не имеющий хоров, просторен и наполнен светом и воздухом. Снаружи стены здания были сплошь, от цоколя до закомар, покрыты каменной резьбой. Выполненная в разном по высоте рельефе, она отличается тонкой графичностью рисунка, живописностью композиций, изысканностью в подборе орнаментальных элементов. Владимиро-суздальские резчики с удивительной смелостью свободно сочетали на одной плоскости не только растительные, зооморфные и антропоморфные мотивы, но и языческие культовые символы и христианскую иконографию. Тем самым создавался образ величественной космической гармонии земного и горнего миров. В декоре Г. С. орнамент нижнего яруса в виде роскошного сада из «древ жизни» — у корней которых сидят парные птицы, обозначает Землю. Чем выше, тем более утонченным, легким и абстрактным становится растительный узор, покрывающий стены. В аркатурном фризе, символизирующем Церковь земную, резные колонки с ажурными капителями чередуются с фронтально стоящими фигурками святых, среди которых Георгий, Дмитрий Солунский, Федор Стратилат, Борис, Глеб, Косьма и Дамиан, Пантелеймон, Федор Тирон, пророков, персонажей Деисуса, архангелов и апостолов. В закомарах — области Церкви Небесной — представлены целые сюжетные сцены: «Распятие Христа», «Праздники» (Преображение, Вознесение, Покров Бого-матери), библейские предания, в том числе и редкой иконографии, например «Семь спящих юношей эфесских» (повесть о юношах, ради спасения от мучений за веру, заснувших в пещере возле Эфеса и проснувшихся два века спустя, при торжестве христианства). Все эти изображения размещались на орнаментально разделенном фоне, продолжающем мотивы нижней части стен. После перестройки XV в. первоначальная система декорации была нарушена, и сейчас по стенам собора беспорядочно разбросаны плиты с великолепными резными изображениями херувимов, серафимов, ангелов, святителей, святых, сиринов, грифонов, львов, птиц, кентавров, слонов, фантастических зверей в виде полусобаки-полуптицы, чье тело и хвост покрыты чешуей (вероятно, языческого божества Симаргла).
Столь разнообразный набор сюжетных мотивов говорит не только о пантеистичности народного религиозного мировоззрения, о сохранении в неприкосновенности живых фольклорно-языческих художественных традиций, но и о значительной широте познаний средневековых русичей о мире, о веротерпимом и открытом характере русской средневековой культуры.
”Георгиевский собор в Юрьеве-Польском” в фотографиях
|