Усадьба Кузьминки.
Ансамбль усадьбы Кузьминки создавался в течении длительного периода. До Жилярди, в конце XVIII в., были построены главный дом и церковь, создана планировка верхнего парка аллеями, сходящимися к центральной площадке, и проложена по оси главного дома прямая подъездная дорога.
В 1820-х годах Жилярди выполнил в Кузьминках ряд новых работ и создал те сооружения, с постройкой которых усадьба стала одним из наиболее выразительных и совершенных ансамблей русской архитектуры начала XIX в.
При перестройке усадьбы Жилярди развил существовавшую осевую планировку со стороны въезда, отмеченного чугунными триумфальными воротами, которые были почти повторением ворот в Павловске, сооруженных Росси. От ворот Жилярди проложил тройную, обсаженную липами дорогу к овальному парадному двору, ограниченному белокаменной подпорной стенкой с решеткой и чугунными фигурами львов. Главный дом, соединенный сквозной колоннадой с двумя флигелями, завершал перспективу со стороны въезда.
Фасад главного дома, обращенный в сторону парка, выходил к обширному пруду с каменной пристанью, также украшенной металической решеткой и фигурами лежащих львов. По извилистым берегам пруда Жилярди расположил парковые сооружения, причем на противоположной от дома стороне пруда поставил наиболее значительные из них: колоннаду Пропилеев дорического ордера и Конный двор, задуманный архитектором в виде декоративной композиции с центральным павильоном-аркой.
Массивный объем этого сооружения с горизонтальной расшивкой арочных устоев и двумя медальонами прорезан высокой аркой, в которую вставленна колонада дорического ордера, несущая скульптурную группу. К павильону примыкает низкая каменная ограда, отделяющая территорию Конного дворца от парка; лаконичный по формам и вместе с тем нарядный павильон включает Конный двор в общий ансамбль парковых сооружений усадьбы.
Усадебные сооружения Кузьминок - Конный двор, Пропилен, Оранжерея и ряд других, - выделявшиеся белой окраской и четкими формами среди зелени ландшафтного парка, были размещенны Жилярди в мастерски найденном композиционном единстве с расчетом на обозрение со стороны главного дома и на постепенное раскрытие панорамы парка при движении вдоль пруда. Водное зеркало пруда, зелень парка и лесного массива были мастерски использованы Жилярди в ансамбле Кузьминок, который является одним из наиболее типичных образцов парадных загородных дворянских усадеб первой трети XIX столетия.
”Усадьба Кузьминки” в фотографиях
|