Дворец Монастырь Крепость Собор Церковь Храм

Добавить в избранное

Разделы:
Больница
Ворота
Двор
Дворец
Дом
Здание
Колокольня
Колонна
Кремль
Крепость
Лавра
Мавзолей
Монастырь
Палаты
Памятник
Разное
Собор
Театр
Церковь
Храм
Усадьба

 

Справочник

Дворец в Павловске.


В Павловске Камероном были выполнены дворец, планировка парка и несколько павильонов. Дворец в Павловске, построенный в 1782—1786 гг., состоит из трехэтажного главного корпуса под куполом, близкого в плане к квадрату, и боковых полутора-этажных флигелей, соединенных с ним низкими галереями-переходами, образующими парадный двор.

Дворец, расположенный на вершине крутого склона возвышенного берега реки Славянки, обращен к подъездной дороге своим садовым фасадом. Отсюда наиболее ясно читается простой и выразительный архитектурный объем здания, увенчанного куполом. Зодчий подчеркнул главенство купола в общем облике здания, обработав его основание в виде сплошного кольца колоннады, поддерживающей купол.

Спускаясь к мосту через реку Славянку, дорога огибает здание дворца и, минуя расположенный у дороги павильон Трех граций, подводит к парадному подъездному двору, куда выходит главный фасад дворца. Повторив общую схему садового фасада с центральным портиком, Камерон дополнил главный фасад портиком с парной расстановкой колонн, нишами и рядом декоративных элементов. Подъездной двор обращен к парку и в первую очередь к его прямой, теряющейся среди зелени аллее, раскрывающей далекую перспективу.

Из внутренних помещений дворца Камерону принадлежит оформление круглого купольного Итальянского зала, переделанного впоследствии Воронихиным, Греческого зала, а также Белой столовой и биллиардной комнаты. Искусственный мрамор розово-лилового тона покрывал стены Итальянского зала — центра главного корпуса. Его кессонированный купол был украшен живописью и лепкой; зал освещался большим проемом в куполе. Греческий зал украшали коринфские колонны зеленоватого цвета; потолок был покрыт живописью.

Здание дворца, построенного Камероном, со временем существенно изменялось. Еще при жизни самого Камерона оно было перестроено и расширено архитектором Бренной, который надстроил одноэтажные переходы галерей и боковые флигели, а также пристроил корпуса, замыкающие парадный двор со стороны главного подъезда. После большого пожара 1803 г. здание было восстановлено под руководством Воронихина, одновременно выполнившего в нем отделку ряда новых помещений.

В 1941—1944 гг., во время оккупации Павловска фашистскими захватчиками, здание дворца было сильно повреждено и большая часть внутренней отделки его разрушена; сильно пострадал и парк с павильонами.

В противоположность регулярному царскосельскому дворцовому саду с правильными дорожками и площадками, обсаженными липами и кустарниками, с трельяжами и боскетами, Камерон создал Павловский парк как пейзажный, основанный на красоте естественной природы. Павловский парк является выдающимся примером пейзажного парка, появившегося в России во второй половине XVIII в. Зодчий искусно вкомпоновал в природу парка архитектурные сооружения, к которым подводят извилистые дорожки, заставляющие зрителя видеть сооружения с разных расстояний и в различных аспектах. Так были поставлены Храм дружбы, Колоннада Аполлона, обелиск, павильон Трех граций и др.

Храм дружбы и павильон Трех граций — наиболее значительные из парковых павильонов Камерона. Храм дружбы (1780—1782 гг.), расположенный на берегу реки Славянки, представляет собой ротонду, окруженную 16 каннелированными колоннами дорического ордера. Фриз и тонко прорисованные медальоны с гирляндами контрастируют со строгостью колонн и суровой гладью стен. Тот же контраст строгости архитектурных масс и легкости декоративной обработки выдержан и в интерьере, равномерно освещенном через отверстие в центре кессонированного купола. Павильон Трех граций (1800—1801 гг.), расположенный рядом с дворцом, представляет собой открытое сооружение с двускатным перекрытием, образующим треугольник фронтона, украшенный скульптурой. В центре сквозной ионической колоннады павильона установлена скульптурная группа Трех граций.

Наряду с Камероном с 1792 по 1831 гг. над созданием парка, подбором и размещением зеленых насаждений работал крупнейший декоратор и мастер садово-паркового искусства П. Гонзаго. В начале XIX в. з постройке павильонов Павловского парка принимали участие А. Н. Воронихин, Тома де Томон и др.

Павловский дворец и парк свидетельствуют о том, что Камерон плодотворно осваивал русские национальные традиции. В общей композиции Павловского дворца архитектор Камерон следовал традиционной схеме русского усадебного дома. Композицию плана центрального дома можно сопоставить с типом дома, сложившимся в более ранних постройках Казакова и Старова.

”Дворец в Павловске” в фотографиях

При использовании материалов сайта, ссылка на ruspalace.ru обязательна.