Патриарший двор в Москве.
ПАТРИАРШИЙ ДВОР В МОСКВЕ архитектурный ансамбль резиденции русских патриархов в Московском Кремле (1450 — конец XVII в.).
Митрополичий двор возник в Москве еще в начале XIV в. В 1450 г., при митрополите Ионе, на северной стороне кремлевской Соборной площади была построена первая каменная палата, а к западу от нее — домовый храм митрополита — церковь Ризположения. В середине XVI в. к востоку от палаты была возведена еще одна церковь — Соловецких чудотворцев.
После объявления русской православной церкви автокефальной, митрополичья усадьба стала резиденцией патриархов. При первом же патриархе Иове палаты были отстроены заново; сооружена церковь Трех святителей московских. Эти постройки сильно пострадали в период Смутного времени и были восстановлены в 1626 г. усилиями патриарха Филарета.
Существующий ныне Патриарший дворец и примыкающая к нему церковь Двенадцати апостолов были воздвигнуты при патриархе Никоне. Провозгласив «Священство выше царства», Никон стремился ни в чем не уступить светской власти; его дворец должен был ни размерами, ни красотой внутреннего убранства не проиграть в сравнении с царским. Дворец был в основном построен в 1643 — 1656 гг. Выходящее южным фасадом на Соборную площадь здание в своей западной половине имеет два этажа — подклет, а над ним крестовую палату. Пятиглавая четырех-столгшая церковь расположена на высоких проездных арках. Фасады ее украшают два декоративных аркатурных пояса. Между крестовой палатой и церковью находится трехэтажная часть, где помещались паперть, кельи, трапезная и ризница. Выше была еще одна келья, а на плоской кровле находилась звонница. Белокаменный декор дворца соответствует характеру и назначению внутренних помещений (северный фасад с лопатками, междуэтажными поясками, двухэтажной лоджией выглядит скромно и по-домашнему камерно), а также вторит декору других построек Соборной площади (аркатурные пояса южного фасада явно указывают на связь с оформлением Успенского собора). Порталы дворца обрамлены каннелированными (испещренными бороздками) колоннами с капителями дорического типа, базы которых покоятся на высоких постаментах. Колонны поддерживают антаблемент, завершающийся прямоугольным фронтоном. В XVII столетии ордерные архитектурные формы все активнее используются в декоре как светских, так и церковных сооружений.
Специальный переход соединял Патриарший дворец с Чудовым монастырем, находившимся в восточной части Кремля.
|