Дворец Монастырь Крепость Собор Церковь Храм

Добавить в избранное

Разделы:
Больница
Ворота
Двор
Дворец
Дом
Здание
Колокольня
Колонна
Кремль
Крепость
Лавра
Мавзолей
Монастырь
Палаты
Памятник
Разное
Собор
Театр
Церковь
Храм
Усадьба

 

Справочник

Вознесенский женский монастырь в Смоленске.


Вознесенский женский монастырь в Смоленске основан в 30-х гг. XVII в. иезуитами, в феврале 1665 сюда, к церкви Вознесения, были переведены старицы из Оршанского Кутеинского монастыря во главе с игуменьей Ираидой Куракиной.
В 1693 вместо обветшавшей деревянной по просьбе игуменьи Евпраксии начато строительство каменной соборной церкви; заложил ее московский, зодчий Осип Старцев «по чертежу, каков учинен на Москве», в течение 1693—94 под руководством московского зодчего Данилы Калинина возведены основные объемы, в 1697 ураганом повреждены, в 1701—704 Кондрат Мымрин заканчивает строительство, в т. ч. строит и крыльца. Работы вели каменщики из ярославских крестьян с помощью смоленских стрельцов, средства — из казны.
В 1764—65 по инициативе игуменьи Олимпиады Рыдванской построена придельная церковь Екатерины.
В 1830 над воротами возведена по проекту губернского архитектора Альшевского церковь Ахтырской Божьей Матери. Кельи были деревянными, не сохранились. Территория монастыря простиралась к западу и северу от собора.

Соборная церковь трехмастная — четверик с тремя апсидами, равная ему по ширине трапезная и колокольня. Композиция уравновешенная, четверик увенчан шлемовидной главой на восьмигранном барабане, аналогично завершение колокольни, состоящей из двух четвериков и восьмерика звона. Первоначально на колокольне были часы. Здание имеет черты, присущие московской архитектуре этого времени, но без московского «узорочья». Украшают гладкие стены только скромные профилированные наличники и восьмигранные окна, примененные здесь впервые. Эффектны высокие распашные крыльца с рундуками. Здание двухэтажное, внизу — церковь во имя Сергия Радонежского, вверху — Вознесения. На первом этаже плоские перекрытия, своды не сохранились, на втором — сомкнутые своды.

В церкви Вознесения был великолепный иконостас в стиле барокко, который мог послужить образцом для иконостаса Успенского собора. Основу его состовляли коринфские колонны и раскрепованный антаблемент. Резал его «иноземец» Юрий Бек. В нижнюю церковь иконостас перенесли из деревянной, клиросы же в ней резал столяр из с. Красного Марк Бородавкин с тремя товарищами. Иконы писал и резал поля протопоп Успенского собора Игнатий, золотил резьбу и писал иконы в нижней церкви Лука Галицкий с шестью товарищами.
В годы Великой Отечеств, войны церковь повреждена, реставрирована в 1969 и по проекту С. В. Шестопала приспособлена под выставочный зал музея-заповедника.

Екатерининский придел — небольшой одноглавный храм в формах раннего классицизма. Четверик двухсветный, апсида и трапезная равны по ширине. Фасады увенчаны рустом и развитым карнизом с раскреповками на центральном объеме.

Надвратная церковь Ахтырской Божьей Матери — памятник позднего классицизма.
Небольшой прямоугольный объем увенчан массивным круглым барабаном с куполом. Центры фасадов выделены пилястровыми тосканскими портиками с треугольными фронтонами, над полуциркульными окнами — архивольты. На боковых фасадах прямоугольные окна помещены в арочных неглубоких нишах. Ложная проездная арка обрамлена широким рустом. Церковь фланкируется неширокими воротами.

”Вознесенский женский монастырь в Смоленске” в фотографиях

При использовании материалов сайта, ссылка на ruspalace.ru обязательна.