Московские триумфальные ворота.
Триумфальные ворота выполнены Стасовым в виде гигантского, свободного стоящего портика-пропилей из двенадцати колонн дорического ордера, поставленных двумя рядами. Общая ширина ворот - 36 метров, высота - 24 метра. Однако впечатление монументальности достигается не величенной, а лаконизмом форм и точно найденными пропорциями. Пятнадцатиметровые чугунные колонны диаметром более двух метров, поднятые на невысоком силобате и завершенные плитами дорических капителей, упруго несут мощный антаблемент со ступенчатым аттиком над ним. Фриз ворот
акцентирован горельефными медночеканными фигурами, расположенными на местах триглифов. Такая замена архитектурно-декоративных частей скульптурой придает всему сооружению особую пластическую выразительность. Вся композиция ворот венчается восемью пятиметровыми рельефными медночеканными трофеями.
Возведение триумфальных ворот на Московском шоссе было обусловленно всем историческим развитием и формированием города на Нева. Как две мощные артерии от морской столицы России Санкт-Петербурга с самого его основания расходились два тракта - Наравский, ведущий к западным границам, и Московский, связывающий город-порт с древней столицей державы и ее центральными областями. Поэтому в 1773 году предусматривалось в первую очередь построить каменные городские триумфальные ворота именно в этих местах границы города, куда подходили эти важнейшие торговые, стратегические и политические пути.
Московские триумфальные ворота были построены в честь двух победоносно завершенных войны - с Персией в 1826-1828 годах и Турцией в 1828-1829 годах. Безусловно, эти ворота - символ Великой российской державы.
Использовав в Нарвских воротах медь, Стасов в Московских воротах обратился к чугуну, в качестве и точности отливки которого русские мастера в то время не имели равных. Еще не было официального указа о сооружении ворот, а архитектора торопили представить чертежи и смету на "высочайшее рассмотрение". В начале января 1833 года Стасов показывал фасады ворот, а 27 января ему было предписано явиться в Зимний дворец "в будущее воскресенье после обедни" с проектом караульного дома у Московской заставы. Карандашные эскизы были одобрены, и Стасов получил возможность разработать более детальный проект.
5 января 1834 года был одобрен план расположения ворот вблизи моста через Лиговский канал, а еще через неделю получено утверждение всех проектных предложений Стасова.
14 сентября 1834 года, меньше чем через месяц после открытия Нарвских триумфальных ворот, сотоялась церемония закладки Московских триумфальных ворот. По заведенному обычаю на дно котлована был опущен плоский камень с углублением. Туда бросили платиновые, золотые, серебряные и медные монеты, а сверху положили плиту с вырезанной на ней датой закладки и текстом императорского указа. Всед за этим положили 22 небольших камня с инициалами "высокопоставленных особ", членов комитета и архитектора Стасова - автора проекта.
Занятый обширной и разнообразной деятельностью, Стасов не мог ежедневно вести надзор за строительством. Это выполнял его постоянный помощник с 1811 года - младший архитектор Егор Иванович Диммерт. Он и руководил всеми работами со дня закладки фундамента до полного построения триумфальных ворот.
По чертежам и шаблонам Стасова на Литейном заводе приготовили гипсовые модели карниза, фриза, архитрава и софитов перекрытия. Вскоре были изготовлены особые чугунные формы, в которых отливались колонны и все остальные архитектурные детали.
В 1836 году чугунные детали стали поступать на строительную площадку, где их собирали рабочие во главе с масером литейного завода Забурдиным.
В среднем каждая колонна весит около двух тысяч пудов, а все чугунные части ворот - свыше пятидесяти одной тысячи пудов.
В сентябре 1837 года ворота покрыли железом, а поверх него медью. В мая следующего года установили оставшиеся медные скульптурные украшения, собрали в одной из колонн чугунную лестницу для подъема во внутреннюю часть перекрытия. В конце августа 1838 года ворота окрасили полностью (цвет старой бронзы).
16 октября 1838 года, в воскресенье, в 11 часов утра, произошло открытие ворот.
Московские триумфальные ворота были взяты под государственную охрану и по мере надобности реставрировались. Однако в сентябре 1936 года административно-хозяйственными органами города было принято неверное решени демонтировать ворота и снести кордегардии. Не дожидаясь одобрения соответствующих союзных органов, строительные организации 17 августа приступили к разборке ворот. Перед разборкой ворота обмерили. Все чугунные детали описали и перевезли на специальный склад. Декоративные трофеи и фигуры гениев передали на хранение в музеи Академии художеств, городской скульптуры и Артиллерийский музей. В 1938-1941 годах в мастерской профессора Е. И. Катонина разработали проект использования триумфальных ворот для оформления входа в парк (ныне Московский парк победы).
После Великой Отечественной войны во все градостроительные программы включался пункт о восстановлении Московских триумфальных ворот на прежнем месте. Учитывая, что основные части, необходимые для восстановления ворот, сохранились, Ленгорисполком 8 мая 1956 года принял решение о восстановлении Московских триумфальных ворот. В 1957-1959 годах на ленинградских предприятиях изготовили металлические конструкции, перекрытия ворот и отлили на Кировском заводе недостающие чугунные части. А в 1959 году на самой высокой точке Московского проспекта, протянувшегося на девять километров, вторично поднялись Московские триумфальные ворота, а через два года реставрация была полностью завершена.
”Московские триумфальные ворота” в фотографиях
|