Успенский собор на Городке в Звенигороде.
УСПЕНСКИЙ СОБОР НА ГОРОДКЕ В ЗВЕНИГОРОДЕ (1399) - выдающийся памятник раннего московского каменного зодчества. Четырехстолпный одноглавый трехапсидный княжеский храм с хорами. Сооруженный на высоком холме над Москвой-рекой в древнейшей части города, обнесенной в начале XV в. оборонительными валами, он уже издалека привлекает внимание своей вертикально ориентированной композицией. На тяжелый профилированный цоколь опираются глухие, без оконных проемов стены, оживленные лишь резными порталами с килевидным завершением и четко расчерченные вертикальными тягами (лопатками с полуколонками). На значительной высоте стены перерезает горизонтальный орнаментальный пояс, напоминающий об аркатурах владимиро-суздальских храмов. Над ним стена значительно утончается и зрительно облегчается, дробится щелками окон. Направленный острием вверх килевидный мотив порталов повторяется в очертаниях проемов и закомар. Этому мощному вертикальному аккорду вторили крошечные закомарки диагональных сводиков, поддерживающих барабан, и декоративные кокошники у его основания (первоначальный собор имел позакомарное покрытие, усложненное по углам диагональными закомарами). Все формы памятника слегка суживаются кверху, что подчеркивает их стройность и дополнительно усиливает вертикальный акцент.
Фасадные членения, их размеры не соответствуют внутренним столбам. Последние отнесены к южной и северной степам, внутренние лопатки отсутствуют. Таким образом, интерьер приобретает большую пространственную целостность.
Собор был расписан в начале XV в. при участии Андрея Рублева (фрески сохранились очень фрагментарно). На южном столбе сохранилось поясное изображение Лавра в круге, под ним — крест и Варлаам и царевич Иоасаф в рост; на северном столбе — полуфигура Флора в аналогичной композиции с Пахомием и ангелом. Святые Флор и Лавр — покровители ратного дела, и в княжеском соборе такие изображения более чем уместны. Уже здесь Рублев предстает мастером классически ясной формы и духовной гармонии образа.
Андрей Рублев и Даниил Чёрный выполнили также и иконы для иконостаса Звенигородского собора. Находящийся в храме в настоящее время иконостас относится к XVII в.
|