Дворец Монастырь Крепость Собор Церковь Храм

Добавить в избранное

Разделы:
Больница
Ворота
Двор
Дворец
Дом
Здание
Колокольня
Колонна
Кремль
Крепость
Лавра
Мавзолей
Монастырь
Палаты
Памятник
Разное
Собор
Театр
Церковь
Храм
Усадьба

 

Справочник

Успенский собор во Владимире.


УСПЕНСКИЙ СОБОР ВО ВЛАДИМИРЕ (1158 — 1189) — выдающийся памятник Владимиро-Суздальского зодчества; храм-усыпальница Владимирских князей; хранилище главной святыни Владимиро-Суздальской земли — Владимирской иконы Богоматери.

Собор построен в самой высокой точке города. Большое шестистолпное здание с хорами в западной части. Был значительно перестроен после пожара, случившегося в 1185 г. (стал пятиглавым; в два раза увеличился по площади; был обстроен с трех сторон широкими галереями; апсиды были удлиннены). Первоначальный одноглавый собор возвышается над пристройками, его закомары образуют второй ярус закомар над полукружиями галерей. Стены У. С. тоньше, столбы стройнее, чем в памятниках предшествующего периода.
Его интерьер наполнен светом и воздухом (на солнечном южном фасаде сделано два ряда окон) и поражает своей пространственностью. В отличие от Дмитриевского в перестроенном У. С. плоскости стен и колонки аркатурного пояса почти не несут орнаментальной резьбы. Этот епископский собор был задуман вообще без скульптуры — ему не подобала пышная декорация.
Однако в первоначальном виде (до пожара) храм был украшен рельефами (частично они были перенесены на новые фасады). В закомарах средних прясел были представлены сюжеты «Три отрока в пещи огненной» (северная стена); «Воскресение Александра Македонского» и «Сорок мучеников севастийских» (южная стена). Эти сцены фланкировались в боковых пряслах фигурами когтящих дичь грифонов. Ниже шел ряд женских масок, а по углам центральных окон были помещены изображения зверей и львиные маски.

Сюжеты рельефов были исполнены глубоко символического смысла; тема Александра Македонского трактована как прославление земной власти с намеком на божественное покровительство ей; «Три отрока» — традиционный оберег от огня, напоминающий о страшном пожаре, уничтожившем старый собор; в сочетании с рассказом о «сорока мучениках» этот сюжет призывал к почитанию мужественных борцов за христианскую веру. Мотив женской головки был связан с темой покровительства Богоматери Владимирским князьям. Христианский образ в них слит с пережитками языческого культового образа Богини-матери. Львиные маски по краям окон оберегали храм от проникновения злых сил. В У. С. впервые встречается ставший затем традиционным прием изображения в пятах арок сдвоенных львов-стражей, лежащих головами в противоположные стороны.
Рельефы У. С. чрезвычайно выразительны: их объемные, хорошо проработанные резцом формы монументальны. Среди них можно выделить две стилистические группы: одни более пластичны, другие трактованы суше, почти орнаментально.

Первоначально храм был расписан не только изнутри, но и снаружи. Между колонками аркатурного пояса северной стены (после перестройки эта стена стала внутренней)сохранилось несколько фигур пророков и два павлина по бокам окна. Кроме того, в оформлении фасадов широкое применение нашла позолота. От росписей интерьера до нас дошли только две большие фигуры Аввакума и неизвестного святителя за иконостасом, а также фигуры Артемия и Авраамия, украшающие арки в юго-западном углу. Фрески снабжены греческими надписями, однако типы лиц и манера исполнения говорят в пользу их русского авторства.

В росписи У. С. начала XV в., от которой сохранились лишь фрагменты грандиозной композиции «Страшный суд», украшавшей западные своды центрального и южного нефов, а также прилегающие стены, принимали участие Даниил Чёрный и Андрей Рублев. Они же с учениками написали иконы для иконостаса — самого большого на Руси.
Закладывая собор, князь Андрей Боголюбский снабдил его богатым имуществом и обеспечил ему доходы: «много именья, и свободы купленыя и с даньми, и села лепшая, и десятины в стадех своих, и торг десятый». Пол собора был устлан майоликовыми цветными плитками; двери были окованы золоченой медью; храм освещали множество серебряных и позолоченных паникадил; амвон был сделан из золота и серебра, священные сосуды сверкали золотом, жемчугом и драгоценными камнями.

”Успенский собор во Владимире” в фотографиях

При использовании материалов сайта, ссылка на ruspalace.ru обязательна.