Успенский собор во Владимире.
УСПЕНСКИЙ СОБОР ВО ВЛАДИМИРЕ (1158 — 1189) — выдающийся памятник Владимиро-Суздальского зодчества; храм-усыпальница Владимирских князей; хранилище главной святыни Владимиро-Суздальской земли — Владимирской иконы Богоматери.
Собор построен в самой высокой точке города. Большое шестистолпное здание с хорами в западной части. Был значительно перестроен после пожара, случившегося в 1185 г. (стал пятиглавым; в два раза увеличился по площади; был обстроен с трех сторон широкими галереями; апсиды были удлиннены). Первоначальный одноглавый собор возвышается над пристройками, его закомары образуют второй ярус закомар над полукружиями галерей. Стены У. С. тоньше, столбы стройнее, чем в памятниках предшествующего периода.
Его интерьер наполнен светом и воздухом (на солнечном южном фасаде сделано два ряда окон) и поражает своей пространственностью. В отличие от Дмитриевского в перестроенном У. С. плоскости стен и колонки аркатурного пояса почти не несут орнаментальной резьбы. Этот епископский собор был задуман вообще без скульптуры — ему не подобала пышная декорация.
Однако в первоначальном виде (до пожара) храм был украшен рельефами (частично они были перенесены на новые фасады). В закомарах средних прясел были представлены сюжеты «Три отрока в пещи огненной» (северная стена); «Воскресение Александра Македонского» и «Сорок мучеников севастийских» (южная стена). Эти сцены фланкировались в боковых пряслах фигурами когтящих дичь грифонов. Ниже шел ряд женских масок, а по углам центральных окон были помещены изображения зверей и львиные маски.
Сюжеты рельефов были исполнены глубоко символического смысла; тема Александра Македонского трактована как прославление земной власти с намеком на божественное покровительство ей; «Три отрока» — традиционный оберег от огня, напоминающий о страшном пожаре, уничтожившем старый собор; в сочетании с рассказом о «сорока мучениках» этот сюжет призывал к почитанию мужественных борцов за христианскую веру. Мотив женской головки был связан с темой покровительства Богоматери Владимирским князьям. Христианский образ в них слит с пережитками языческого культового образа Богини-матери. Львиные маски по краям окон оберегали храм от проникновения злых сил. В У. С. впервые встречается ставший затем традиционным прием изображения в пятах арок сдвоенных львов-стражей, лежащих головами в противоположные стороны.
Рельефы У. С. чрезвычайно выразительны: их объемные, хорошо проработанные резцом формы монументальны. Среди них можно выделить две стилистические группы: одни более пластичны, другие трактованы суше, почти орнаментально.
Первоначально храм был расписан не только изнутри, но и снаружи. Между колонками аркатурного пояса северной стены (после перестройки эта стена стала внутренней)сохранилось несколько фигур пророков и два павлина по бокам окна. Кроме того, в оформлении фасадов широкое применение нашла позолота. От росписей интерьера до нас дошли только две большие фигуры Аввакума и неизвестного святителя за иконостасом, а также фигуры Артемия и Авраамия, украшающие арки в юго-западном углу. Фрески снабжены греческими надписями, однако типы лиц и манера исполнения говорят в пользу их русского авторства.
В росписи У. С. начала XV в., от которой сохранились лишь фрагменты грандиозной композиции «Страшный суд», украшавшей западные своды центрального и южного нефов, а также прилегающие стены, принимали участие Даниил Чёрный и Андрей Рублев. Они же с учениками написали иконы для иконостаса — самого большого на Руси.
Закладывая собор, князь Андрей Боголюбский снабдил его богатым имуществом и обеспечил ему доходы: «много именья, и свободы купленыя и с даньми, и села лепшая, и десятины в стадех своих, и торг десятый». Пол собора был устлан майоликовыми цветными плитками; двери были окованы золоченой медью; храм освещали множество серебряных и позолоченных паникадил; амвон был сделан из золота и серебра, священные сосуды сверкали золотом, жемчугом и драгоценными камнями.
”Успенский собор во Владимире” в фотографиях
|