Дворец Монастырь Крепость Собор Церковь Храм

Добавить в избранное

Разделы:
Больница
Ворота
Двор
Дворец
Дом
Здание
Колокольня
Колонна
Кремль
Крепость
Лавра
Мавзолей
Монастырь
Палаты
Памятник
Разное
Собор
Театр
Церковь
Храм
Усадьба

 

Справочник

Благовещенский собор.


БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР Московского Кремля — построен в 1484 — 1489 гг. псковскими мастерами на месте храма начала XV в. и на подклете старого собора XIV в. Был придворным храмом великого князя; соединялся переходами с княжескими хоромами, а позднее — с вновь выстроенным дворцом. Первоначально это был четырехстолпный, трехглавый собор, окруженный с трех сторон открытой галереей. В композиции его использован известный прием раннемосковского зодчества — центральная глава приподнята на восьмигранном постаменте, украшенном кокошниками. Своды собора выложены в виде ступенчатых арок. Новые приемы, примененные при строительстве Б. с. — высокий подклет, декоративное оформление глав арочками, поочередно опирающимися то на колонки, то на кронштейны, — стали впоследствии широко применяться московскими архи-текторами. Пятиглавым собор стал в 1563 — 1566 гг., тогда же по распоряжению Ивана Грозного над галереями по углам были возведены четыре одноглавых придела.

В 1508 г. собор был расписан сыном Дионисия Феодосием, Фрески располагаются четырьмя ярусами. Нижний (цокольный) ярус украшен декоративными живописными «пеленами» с многообразным травным орнаментом. Верхний заполнен по традиционной схеме; в центральном куполе изображен Спас Вседержитель, под куполом — архангелы, в простенках между окнами барабана — праотцы и пророки, в парусах — евангелисты. На сводах, столбах собора, на стенах центральной части алтаря и жертвенника нашли воплощение евангельские притчи, христианские праздники, легенды о чудесах Христа. На западной стене под хорами (с переходом на северную и южную стены), по обыкновению, повествуется о «Страшном суде». Основные ярусы росписей посвящены трем темам. Главная из них — Апокалипсис.

Другая, не менее важная (особенно для дворцового храма) — династическая тема преемственности власти великих князей московских от правителей Киевской Руси, а через них — от византийских императоров. На столбах центральной части собора, а также на пилястрах галереи представлены: византийский император Константин и его мать императрица Елена, император Михаил и императрица Феодора; киевские князья Владимир и Ярослав, братья Ярослава — Борис и Глеб; владимирский князь Александр Невский; московские князья Иван Калита, Дмитрий Донской, Василий Дмитриевич, Василий II и Иван III. «Портретную галерею» собора дополняют изображенные в росписях галерей древнегреческие философы, писатели и поэты, на чьих трудах зижделась византийская учёность — Платон, Плутарх, Анаксагор, Гомер, Максим Грек и другие. Династическая тема в росписях собора сочетается со злободневной на тот период времени темой объединения русских земель вокруг Москвы, аллегорически выраженной в «галерее» русских святых — покровителей городов, а также тех исторических лиц, которых церковь канонизировала как мучеников, пострадавших за родную землю (князя Михаила Черниговского, боярина Феодора, Феодора Ростовского, Саввы Вишерского (новгородского), князя Феодора Ярославского с сыновьями Константином и Давидом, Арсения Тверского и др.). На хорах размещены сюжеты, аллегорически связанные с важнейшими событиями и датами в жизни великокняжеской семьи: композиция «Явление архангела Михаила Иисусу Навину у стен Иерихона» ассоциируется с победой на реке Угре (1480) и обретением Москвой долгожданной независимости от Орды; день 1 августа — празднование «Происхождения честного Креста» совпадает с именинами великой княгини Соломонии — супруги Василия III; 14 апреля в день трех литовских мучеников — Иоанна, Евстафия и Антония — Василий III был «посажен» на великое княжение в Москве.

Иконостас Б.с. является одним из первых на Руси высоких иконостасов. Иконы были исполнены в 1405 г. для старого Б. с, а затем перенесены в новый храм. Основпая часть икон деисусного чина приписывается Феофану Греку. «Архангел Михаил» и «Апостол Петр» — Андрею Рублеву. Иконы праздничного чина писали, по-видимому, Андрей Рублев и Прохор с Городца. В местном ряду стояла икона «Богоматерь Донская» см. Донская икона Богоматери, приписываемая кисти Феофана Грека (ныне — в ГТГ). 4-й и 5-й ярусы иконостаса были исполнены в XVI — XIX вв. неизвестными мастерами.

”Благовещенский собор” в фотографиях

При использовании материалов сайта, ссылка на ruspalace.ru обязательна.