Дворец Монастырь Крепость Собор Церковь Храм

Добавить в избранное

Разделы:
Больница
Ворота
Двор
Дворец
Дом
Здание
Колокольня
Колонна
Кремль
Крепость
Лавра
Мавзолей
Монастырь
Палаты
Памятник
Разное
Собор
Театр
Церковь
Храм
Усадьба

 
 

Справочник

Софийский собор в Новгороде.


Софийский собор в Новгороде
Византийское зодчество еще в VI веке создано классический тип крестово-купольного храма. Его основой является прямоугольник с четырьмя столпами, несущими главу и членящими внутреннее пространство здания на девять частей. Примыкающие к подкуполыюму квадрату и крытые полуциркульными сводами ячейки образуют крестообразную основу плана: угловые части перекрывались купольными и полуциркульными сводами. С востока примыкали граненые или полукруглые помещения алтаря, жертвенника и дьяконника — апсиды. Алтарь отделялся невысокой преградой (зачаток позднейшего иконостаса). В западной части храма устраивалось помещение второго яруса — хоры, открытые в помещение для молящихся. Внутри храм богато украшался мозаикой и фресками, поражал отделкой полов, панелей и входов полированным камнем и инкрустацией, рельефная резьба по камню и драгоценная утварь завершали синтез всех видов искусства, подчиненных архитектуре.
Подобный храм мог быть удлинен, и тогда он становился шестистолпным. мог быть он также и расширен дополнением по сторонам боковых нефов (неф — пространство между рядами столбов). Внешний облик храма отражал его внутреннее устройство: фасады соответственно осям внутренних столбов членились узкими выступами — лопатками, завершаясь полудугами посводного покрытия — закомарами.

Наглядное представление об архитектуре раннего этапа Древней Руси дают некоторые сохранившиеся храмы XI века. Они строились на княжеские, то есть государственные, средства. Это в основном сложенные в технике полосатой кладки или кладки с утопленным рядом соборы больших городов. Она была гипичной для древнейших каменных зданий на Руси и состояла из рядов тонкого кирпича (плинфы) и камня на розоватом растворе извести с кирпичом (цемянка). Розово-красная поверхность стены не закрывалась штукатуркой.

Замечательный памятник древнерусского зодчества — самый ранний из сохранившихся храмов Новгорода — собор святой Софии (1045—1050). Строгий силуэт храма увенчан пятью куполами. От закомар к земле идут мошные лопатки. Первоначально стены Софийского собора не были оштукатурены, облик этого здания, сложенного из грубо обтесанных камней, был суровым и мощным. После XII века стены собора покрывает побелка, что придает ему еще более торжественный вид.

Софийский собор в Новгороде (1045 — 1052) — один из самых выдающихся памятников древнерусского зодчества; второй по величине и значению русский собор XI в., построенный по образцу Софийского собора в Киеве, однако в меньшем масштабе. Внутреннее убранство Новгородской Софии тоже значительно скромнее: техника мозаики здесь применена очень скупо (мозаикой геометрического рисунка украшен центральный алтарь, мозаичными плитами был выложен пол). Новгородский собор представляет собой пятинефный с тремя апсидами крестово-купольный храм, имеющий пять близко поставленных друг к другу глав, одну галерею и одну лестничную башню. Основной объем собора удивительно компактен и целен. Впечатлению единства массы способствует большее единообразие кладки — из местной известняковой плиты. Большие гладкие плоскости стен, расчлененные сильно выступающими лопатками, маленькие проемы без обрамления, замкнутость галереи придают зданию дополнительную монументальность.
Наружные стены С. С. Н. декорированы простыми орнаментальными узорами из кирпича, сосредоточенными в наиболее композиционно важных местах: апсидах, барабанах. Кирпичные арки, в которых чередовались ряды кирпича, поставленного на ребро, с рядами, утопленными в кладку, придавали живописность плоскостям стен. В интерьере пространственные ячейки несколько меньше, чем в Софии Киевской, а толщина столбов и стен больше, поэтому не создается впечатления целостности.
Конструкция перекрытий С. С. Н. имеет ряд существенных особенностей. Это двускатные перекрытия, чередующиеся с цилиндрическими сводами и выступающие на фасадах в виде фронтончиков, и своды в виде четверти цилиндра, выходящие на восточном фасаде в форме нолузакомар.

С. С. Н. был расписан во второй половине XI — начале XII в. В новгородской живописи того времени очень большую роль играли киевские влияния. Система росписи С. С. Н., судя по данным летописных источников, следовала киевской традиции. От этих фресок сохранились только пять крепких, коренастых фигур пророков со строгими, восточного типа лицами — в простенках барабана, фигуры Анатолия, Поликарпа Смирнского, Карпа и патриарха Константинопольского Германа — в световых проемах над проходами из главной апсиды в боковые, а также отдельные фрагменты, среди которых — изображение Святых Константина и Елены. Пропорции фигур, объемная трактовка лиц, их строгие очертания — дань киевской традиции, однако позы персонажей застылы, складки одежд изображены плоско, богатые светотеневые нюансы моделировки заменены резкими темными линиями, жестко ломающимися на сгибах. Новгородские софийские фрески снабжены русскими надписями (даже рядом с изображением византийской императрицы Елены было по-русски написано «Олена»); по всей вероятности, они принадлежали руке русских мастеров, прошедших греческую выучку.
Иконостас С. С. Н. — один из древнейших на Pvcu. В нем — более 70 икон XIV — XVI вв.
С собором связано происхождение многих выдающихся предметов декоративно-прикладного искусства Древней Руси, а также привозных: Магдебургские и Корсунские врата; святительское и царское моленные места (вторая половина XVI в.); «годуновское» паникадило (1600); «софийский» кратир; «софийский» панагиар.

На примере новгородского собора наиболее отчетливо видна роль храма в средневековом русском городе — не только как здания для богослужения, но как политического, экономического и культурного центра. У стен Софии собиралось новгородское вече. В соборе принимали иноземных послов. Здесь объявляли княжеские указы, награждали и хоронили именитых горожан. Библиотека С. С. Н. была одной из самых крупных книжных сокровищниц на Руси. На хорах собора располагались тайники, где хранилась новгородская казна. Вся композиционно-пространственная структура храма (главы, хоры, столпы, нефы) становилась уже не столько «моделью неба», сколько «макетом» устройства общественной жизни, образом самого города. Недаром князь Мстислав Удалой позже заметит; «кде святая София, ту Новгород»
***

”Софийский собор в Новгороде” в фотографиях

 
Продажа картин Arts.In.UA

При использовании материалов сайта, ссылка на ruspalace.ru обязательна.