Собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.
РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ СОБОР ФЕРАПОНТОВА МОНАСТЫРЯ (90-е гг. XV в.) — памятник Московской архитектурной школы.
Четырехстолнный одноглавый трехапсидный храм на подклете, окруженный с трех сторон открытой папертью-террасой. Имеет второй ярус закомар — кокошников, прикрывающих приподнятые подпружные арки. Еще ряд кокошников украшает пьедестал в основании барабана. Верхи апсид, барабана, основания закомар украшены широким поясом узорной кирпичной кладки. На западном фасаде она полностью покрывает поля закомар, создавая эффект «кирпичного кружева».
Росписи собора — главное произведение великого Дионисия. Они были исполнены в 1500 — 1502 гг. С Дионисием работали его сыновья Феодосии и Владимир. Ведущая тема росписей — «Акафист Богоматери». Настроение их соответственно празднично, краски декоративны, одежды персонажей роскошны и разнообразны, архитектурные и пейзажные фоны сложны и насыщенны. Вместе с тем живопись бережно сохраняет и выявляет плоскость стены. Здания и фигуры лишены объема и веса: впечатление их «парения» еще более усиливает эйфорическую атмосферу ансамбля.
Необычна иконографическая структура росписей. Снаружи, на главном западном портале собора представлен «Деисус», ниже — «Рождество Богоматери» и сцены из ее детства; по сторонам портала — фигуры архангелов, над порталом — «Богоматерь-Знамение» с Иоанном Дамаскиным и Козьмой Маюмским, описавшими этот сюжет. Эта группа фресок, бесспорно, принадлежит руке самого Дионисия, его гармоничному стилю с музыкальной ритмичностью композиций, стройными изящными фигурами, мягкой палитрой. Внутри центральное место отведено образу Богоматери- заступницы: в конхе апсиды — Богоматерь на троне, над триумфальной аркой — «Покров», во лбу арки — «Знамение». На стенах фрески располагаются в четыре ряда.
Три из них (кроме нижнего, с орнаментальными полотенцами) посвящены Богоматери: «Соборы», «Акафист» и евангельские сцены. Основной цикл — «Акафист» — начинается в алтаре. Здесь изображены два «Благовещения» и 17 эпизодов из жизни Богоматери и Христа, а также иллюстрации к песнопениям «О тебе радуется» и «Похвала Богоматери». Стиль этих фресок, а также «Соборов» отличается особой изысканностью, детализированной проработкой форм, нарастанием декоративности. Даже в тех сюжетах, которые не посвящены напрямую Богоматери, она играет важную роль: так. в «Страшном суде» (на западной стене) она молит грозного судью за род человеческий и восседает на троне в Раю среди праведников.
”Собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря” в фотографиях
|