Храм Василия Блаженного.
ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО ХРАМ (основное название — Собор Покрова что на Рву) в Москве — выдающийся памятник русского зодчества XVI века (1555 — 1561). По случаю «Казанского взятия» (1552), совпавшего с рождением младшего сына царя — царевича Димитрия, Иван Грозный повелел построить на Красной площади собор из восьми церквей в честь тех святых, на памятные дни которых приходились военные события Казанского похода (трех патриархов александрийских: Павла, Александра и Иоанна, Григория Армянского, Киприана и Устиньи, Варлаама Хутынско-го и пр.). Основное название собора объясняется тем, что решающий штурм Казани был победоносно завершен первого октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы, которому посвящена центральная церковь. Однако зодчие Барма и Посник Яковлев, отступив от наказа, возвели не восемь, но девять церквей, «... не якоже поведено им, но я ко по бозе разум даровался им в размерении основания» — придумав оригинальную симметричную композицию. Средняя башня собора состоит из квадратной нижней части, которая выше переходит в восьмигранник, завершенный световым шатром. К среднему шатровому храму по диагонали примыкают еще четыре квадратные в плане бесстолпные церкви, увенчанные несколькими ярусами кокошников, расположенных «вперебежку» (в шахматном порядке). Между четырьмя угловыми церквями поставлены четыре ориентированные по странам света высокие восьмигранные башни. В плане здание образует звездообразную восьмиконечную геометрическую фигуру. Открытая галерея (позднее перекрытая кровлей) обходила вокруг здания и соединяла отдельно стоящие церкви между собой. Храм стоит на подклете, высота которого достигает 6,5 м. В последующие периоды к основному зданию постепенно были добавлены колокольня, придел над захоронением популярного в народе юродивого Василия Блаженного (давшего храму второе, обиходное, название, которое стало наиболее известным), другие пристройки. В декоративном оформлении собора использован едва ли не весь арсенал малых форм, существовавших в древнерусском зодчестве: мотивы кокошника, полукружия, стрелы; карнизы, колонки, пилястры, филенки, машикули, розетки. Но особенностью декоративного убранства храма является его полихромия, неповторимый цветистый наряд, придающий ему вид расцвеченной «игрушки». Роспись кровель была выполнена в XVII — XVIII веках, но уже первоначально цветовую гамму составляло сочетание красного кирпича стен с белым камнем декоративных деталей, а центральный шатер был украшен майоликой.
Сумрачные и тесные внутренние помещения Покровского собора, так же, как и других русских башнеобразных храмов, совершенно не соответствуют монументальности его наружного объема и великолепию внешнего облика. Центральная башня его имеет внутреннюю площадь всего 9x9 м. В шатре и восьмерике центрального столпа и в столпе Троицкого придела есть скромная орнаментальная роспись черной и красной красками по светлому фону, выполненная в XVI в. Внутренние переходы и галереи расписаны уже в XVII в. пышным растительным орнаментом. Иконостасы сформированы в XVIII в., хотя в них имеются и более ранние иконы, как, например, икона XVI в. «Вход в Иерусалим» в западном приделе, посвященном этому празднику. Выраженный акцент на внешних формах объясняется прежде всего мемориальным характером храма-памятника. Вообще же динамичная, живописная композиция, нарядный декоративный убор, родственный художественному языку русского фольклора, полифония деталей в сочетании с удивительной гармонией целого делают х.В.Б. произведением, уникальным в своем роде. Недаром современники замечали, что построен он «скорее как бы для украшения, чем для молитвы».
”Храм Василия Блаженного” в фотографиях
|