Дворец Монастырь Крепость Собор Церковь Храм

Добавить в избранное

Разделы:
Больница
Ворота
Двор
Дворец
Дом
Здание
Колокольня
Колонна
Кремль
Крепость
Лавра
Мавзолей
Монастырь
Палаты
Памятник
Разное
Собор
Театр
Церковь
Храм
Усадьба

 
 

Справочник

Архангельский собор Московского Кремля.


Архангельский собор Московского Кремля - построен в 1505 -1508 гг. Алевизом Новым на месте древней белокаменной Архангельской церкви (1333), служившей усыпальницей московских князей. Захоронения продолжались и в новом соборе.
Этот традиционный по композиции крестово-купольный шестистолпный и пятиглавый храм отличается великолепием наружного убранства: «Архитектурою сей соборный храм преимуществует перед прочими кремлевскими церквами», — гласит летопись. Он оформлен как итальянский дворец (палаццо) эпохи Возрождения, совершенно по-светски, с применением ордерной декорации. Фасады А.с. разбиты на два яруса. Нижний украшен ложными, «начерченными» на стенах, арками, верхний — широкими филенками. Древнерусские лопатки превратились в коринфские пилястры, то есть приобрели красивые фигурные капители. Завершающий здание антаблемент отрезает закомары от основного объема; они имеют вид декоративных кокошников, украшенных великолепными раковинами. Паперть собора напоминает характерную для венецианской архитектуры лоджию. Порталы и лоджия покрыты искусным резным орнаментом.

Несмотря на то, что А. с. - это храм-мавзолей, нет в его облике ничего мрачного. Напротив, его образ светел и радостен, он красив, как резной сундучок, и напоминает огромный реликварий. Ордерная декорация присутствует и внутри здания; к поднятым на импосты столпам приставлены пилястры; периметр помещения очерчен профилированным карнизом. Многие декоративные формы, впервые примененные в А.с. — карниз, филенки, раковины и круглые окна закомар, резные порталы — впоследствии нашли широкое применение в русской архитектуре.

В 1564 — 65 гг. А.с. был расписан, однако к середине XVII в. роспись сильно обветшала. В 1652 г. царь Алексей Михайлович издал указ «писать церковь Михаила Архангела на новостенным писмом, а старое збитъ». Отдельные фрагменты живописи XVI века сохранились в лоджии над западным входом и в нижнем фризе южного помещения алтаря (дьяконника). Содержание древней росписи охватывало широкий круг тем; в ней были использованы сюжеты не только из Библии, но и из распространенной в то время литературы назидательного толка, например духовного стиха «О богатом и бедном Лазаре». Согласно царскому указу, новая роспись должна была повторить прежнюю. Руководил работами крупнейший мастер Оружейной палаты Степан Григорьев Резанец. В работе участвовали около 55 мастеров. После перерыва, вызванного войной с Речью Посполитой, в 1660 году роспись возобновилась с участием Симона Ушакова. На стадии завершения, в 1666 году над ней трудились уже 92 «иконника», в том числе такие известные мастера, как Федор Зубов и Гурий Никитин.

Наиболее примечательной частью росписи А.с. является уникальная «портретная галерея», состоящая из более 60 условных «подобий» реальных исторических лиц: изображения великих и удельных московских князей, начиная с Ивана Калиты, похороненных в соборе (за исключением Василия Ш) расположены в нижнем поясе южной, западной и северной стен; донатор собора Великий князь Василий III представлен на самом почетном месте — на северо-западном столпе напротив главного входа в храм; на других столпах помещены фигуры древних правителей Владимиро-Суздалъской и Киевской Руси. Среди изображений ближайших предков московских великих князей — «портрет» византийского императора Михаила Палеолога.

В основу программы «портретной» части росписи положена идея «богоизбранности» великокняжеской власти, выраженная, пожалуй, излишне прямолинейно: головы московских князей осенены нимбами, хотя никто из них, кроме Дмитрия Донского, на то время не был канонизирован; их предшественники выступают в полном парадном облачении — бармах и княжеских шайках. Несмотря на то, что в оформлении собора принимало участие такое большое число художников, его живописный ансамбль отличает удивительное стилистическое единство. Оно стало возможным благодаря цельности замысла, следовавшего «описанию» изображений XVI века и принадлежавшего крупнейшим мастерам, а также вследствие разделения труда, когда каждый участник росписи исполнял одну определенную часть работы, какую-либо одну стадию процесса.

В манере письма традиционно главенствует линейно-плоскостное начало. Пропорции отдельно стоящих фигур удлиненные, тела тонкие, изящные, головы небольшие; позы их спокойны и вместе с тем раскованны. Немного отставленная в сторону нога, небольшой поворот в верхней части туловища или наклон головы, слегка развевающиеся полы одежды, сдержанный благословляющий жест и другие подобные, едва заметные нюансы, удачно оживляют их. Вместе с тем, лики написаны объемно, с применением свето-теневых градаций. Типы лиц выразительны, есть в них какая-то особая одухотворенность. Хорошо продуманы масштабные соотношения фрагментов росписи в плане зрительского восприятия: фигуры, написанные в верхних ярусах, отличаются большей монументальностью, они гораздо крупнее тех, что изображены внизу. Колорит росписей яркий, праздничный; фон их создает затейливый растительный орнамент.

В целом же система росписи А.с. достаточно традиционна. В верхней части изображены евангельские сцены; на западной стене — «Страшный суд»; на южной и северной — деяния архангела Михаила, которому посвящен собор.
В А.с. стоят 46 княжеских гробниц. В 1636 — 1637 гг. все древние надгробия были заменены новыми, выложенными из кирпича, с резными белокаменными стенками; в 1903 г. их покрыли бронзовыми футлярами. Над погребением сына Ивана Грозного царевича Димитрия высится белокаменная сень, украшенная резьбой (1638). Серебряную раку царевича Димитрия в 1630 г. изготовил выдающийся мастер Оружейной палаты чеканщик Г. Овдокимов с помощниками.
Иконостас Ах. был создан в 1681 г. артелью мастеров И. Недумова; в XIX веке — реставрирован. Большая часть икон написана в 1681 г. К. Золотаревым, Ф. Зубовым, М. Милютиным, однако есть среди них и более ранние, например древнейшая на Руси житийная икона Архангела Михаила (конец XIV — начало XV в.).
***

”Архангельский собор Московского Кремля” в фотографиях

 
Продажа картин Arts.In.UA

При использовании материалов сайта, ссылка на ruspalace.ru обязательна.