Академия художеств.
АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ - высшее художественное учебное заведение, учрежденное в Москве в 1757 году после того как видный деятель русского Просвещения, куратор Московского университета граф И. И. Шувалов, обратился с соответствующим ходатайством к императрице и в Сенат. [Идея создания АХ возникла еще в начале XVIII в., при Петре I (проекты М. П. Аврамова,1719 и А. К. Нартова, 1724), однако тогда дело ограничилось введением преподавания искусств — живописи и скульптуры в Академии наук], год спустя Академия была переведена в Петербург.
Первый класс академических воспитанников образовали командированные учащиеся Московского университета и молодые петербургские художники (В. И. Баженов, Ф.С. Рокотов, И.А. Ерменёв,Ф. И. Шубин, А.П. Лосенко ). В период президентства И. И. Шувалова среди педагогов было немало иностранцев, но важнейшую роль играли в ней и такие выдающиеся русские мастера, как архитектор А. Ф. Кокоринов и живописец-декоратор Козлов Г.И. Совет Академии был самым авторитетным стране экспертным органом по всем вопросам искусства. В 1764 г., при президенте И. И. Бецком, Академия получила статус Императорской, был утвержден ее Устав и основано при ней Воспитательное училище для одаренных детей-сирот.
С середины 1760-х годов в А. X. стали принимать пяти-шестилетних мальчиков, «какого б звания ни были, исключая одних крепостных». Ученики делились на пять «возрастов»; пребывание в каждом продолжалось три года. Три первых трехлетия уделялись общей подготовке, два последних — специальной. В Академии готовили не только живописцев, но и мастеров архитектуры и пластики.
Особо отличившиеся выпускники награждались медалями, а удостоенные большой золотой медали получали право на трехлетнюю заграничную стажировку на государственный «кошт» (как правило, в Париже или Риме). Дальнейшая карьера художника была связана с получением по результатам конкурса звания «назначенного» — кандидата в академики, а затем — академика. Академик мог быть избран адъюнкт-профессором или профессором и, в свою очередь, заняться преподавательской деятельностью.
Основой академического художественного воспитания было освоение творческого опыта великих мастеров прошлого, однако немало внимания уделялось и работе с натуры. Во главу угла ставились навыки рисунка — его отточенная техника была предметом гордости академических выпускников. К профессиональной выучке прибавлялось глубокое изучение пластической анатомии, архитектурной графики и общеобразовательных предметов, в частности — иностранных языков. По специализации живописные классы подразделялись на исторический, батальный, портретный, проспективный и ландшафтный (пейзажный), класс «зверей и птиц» (анималистический), класс «цветов и плодов» (натюрмортный) и класс «домашних упражнений» (жанровой живописи). Показательно, что три последних в конце XVIII в. были закрыты — они не сочетались с программными установками классицизма. Исключение было сделано для пейзажной живописи — в 1799 г. был открыт пейзажно-гравировальный класс.
Значение Академии для XVIII столетия состоит не только в ее образовательной функции. С ней связано появление новых для России сфер культурной жизни — выставок, продажи произведений светского искусства.
Наконец, она представляла собой новый тип объединения художников — не по «бригадному» принципу, как это было в Оружейной палате или Канцелярии от строений, но как общности сильных и самодостаточных творческих индивидуальностей на основе единых стилистических установок.
”Академия художеств” в фотографиях
|